Даниэл Майрит
(Испания)
Куратор мультимедийных выставок
В конце концов, искусство связано с коммуникацией – распространением сообщения для публики. Вы можете сделать это сами, создав свою работу, а можете и через работу других художников, по сути, это один и тот же процесс.
Даниэл Майрит
Интервью
Проект
Контакты
«Монологи о диалоге»
Даниэл об искусстве цифрового диалога и о том, как работы визуальных художников приобретают новые смыслы, попадая в сеть
проект UPLOAD/DOWNLOAD
В рамках проекта UPLOAD/DOWNLOAD испанского куратора Даниэла Майрита в Государственном Эрмитаже были представлены книги российских и зарубежных фотографов. Работы были поделены на две секции: digital и документальная фотография.
Мини-выставка в рамках большой фотовыставки «Я здесь живу», проходившей в Здании Главного штаба с 8 по 15 ноября, имеет интересную историю и уникальный концепт. Это проект Upload/Download (загружать и скачивать), куратор которого, Даниэл Майрит, предоставил для «Диалога культур» одну из своих инсталляций. Все привезенные книги можно трогать, смотреть, но нельзя купить.

Инсталляция состоит из двух пространств, разделенных огромной стеной. Каждая часть имеет свой смысл. Так, одна из сторон стены названа The great wall of memes (по аналогии с Великой китайской стеной) – на ней собраны популярные мемы последнего десятилетия. Напротив представлены книги, посвященные фотографиям в интернете и digital-сфере. Согласно главной идеи проекта, любая работа – будь то фотография, цитата или видео – попадая в интернет-пространство, теряет свой прежний смысл и превращается в уникальный арт-проект. Даниэл Майрит призывает всех нас посмотреть на цифровое творчество как на новый пласт современной культуры.
«Выставка направлена на то, чтобы показать разные стороны одной проблемы: как искусство, фотография, журналистика и творческая среда, основанная на изображениях, сталкивается с цифровой дематерилизацей в эпоху нашего существования,» – рассказывает Даниэл Майрит.

«В этом сценарии я воспринимаю две разные реакции: с одной стороны, у нас очень здоровый ренессанс документального жанра (особенно в фотографии), а с другой стороны, у нас есть те авторы, которые приводят цифровой мир в наш, ощутимый мир».
Какую сторону примешь?
Digital
Документальная
Шедевры
Лувр завораживает и пугает меня в равной степени. С 2014 года я провел в музее тридцать семь дней, с фотоаппаратом и блокнотом, пытаясь отразить реальный опыт посетителей одного из самых посещаемых художественных пространств мира. Картины и скульптуры, которые пережили несколько веков, сталкиваются с людьми, которые хоть раз в жизни посещают музей и отказываются смотреть прямо на них. Созерцание уступило место накоплению, накоплению, проводимому с помощью всевозможных цифровых устройств, истинными циклопами, которые колотятся по музейным коридорам, накапливая все, что они видят в своей бездонной памяти, создавая новый способ пребывания и бытия в мире, преобразуя художественный опыт, который указывает на глубокое изменение человеческой природы. Результатом этих четырех лет работы и более 500 километров прогулок по галереям Лувра стала книга «Шедевры»: эссе об остатках мира, пожираемого его образами.
Simplex
Героями проекта стали представители таких субкультур, как киберспорт, страйкбол, саберфайтинг, косплей, исторические танцы и реконструкция, ролевые и настольные игры. Название книги – Simplex – как метафора бесконечно множащихся измерений. Подобно тому, как герои моей книги конструируют все новые и новые воображаемые миры. Simplex – это приглашение к размышлению о восприятии реальности, которая кажется нам единственной и истинной.
Интернет-войны
Кто те люди, которые выплескивают свою злость в интернет-пространстве? Почему многие из них преследуют людей, угрожают им и выступают за тотальное ограничение свободы слова? В течение последних трех лет документалист Кюрре Лиен встречался с несколькими самыми активными онлайн-комментаторами по всему миру. От фьордов в Норвегии до пустыни США, от лодок в Дании до квартиры в Ливане.
В обработке...
Автор запечатлел будни самого знаменитого экспоната музея «Лувр» – «Моны Лизы».
За Жар-Птицей
Автор последние 6 лет снимала в Псковской области – там родились ее бабушка и дедушка. Екатерина хотела запечатлеть в фокусе фотоаппарата проявления народной мистики. По ее мнению, это неотъемлемая часть российского бытия. Сталкиваясь со сказочным миром фольклора, скоро понимаешь, что он уходит корнями в абсолютно реальную почву и все поверья и суеверия, заговоры и обряды, сказки и небылицы не просто склад архетипов коллективного бессознательного, но непосредственный отклик коллективной души на таинственные мистические токи природной стихии.
Мценск
В серии Анастасии Цайдер материализуется идеальный образ русской провинции, где-то существующей, но от нас скрытой. Фотографии предъявляют нам что-то ни разу не виденное, скорее всего безвозвратно утерянное, но кажущееся крайне знакомым – из живописи, книжных иллюстраций, фильмов. Автор отходит от привычного для него документального стиля и погружает зрителя в эфемерное пространство его же, зрителя, представлений о некогда существовавшей идилии. Несмотря на всю призрачность этого мира, фотографии становятся убедительным доказательством его существования. Смутно знакомые образы проявляются и становятся мгновенно узнаваемыми — да, именно так всё и выглядело. Автор избирательно оставляет за кадром приметы современности, помещая фотографии в безвременье. Лишив фотографии временного измерения, автор делает следующий шаг и изымает их из привычного пространства, населяя ими мифический «Мценск».
Остановки
В моей художественной практике я использую фотографию для бесконечной документации происходящего вокруг. Этот ритуал не имеет ни цели, ни начала, ни конца. В ежедневных перемещениях мне интересна сама монотонность наблюдений, наполняющая цифровой архив увиденного. Таким образом, я пытаюсь провести аналогию между глазом как структурирующим мир прибором и современными устройствами коммуникации.
Машина
В начале XX века психоаналитик Виктор Тауск описал случай возникновения воображаемой машины влияния. Один из эффектов, производимых машиной влияния, описывается как принуждение смотреть картины. Проекции показываются на плоскости, на стенах и оконных стеклах, изображения при этом не объемны, как при типичных галлюцинациях. В такой ситуации визуальная конструкция оказывается инструментом искривления психического пространства. Она возникает как внешний экран, на который проецируются внутренние изменения, создает цепочки дистанций и в то же время превращается в провокатора изменений, передавая сообщение преследователя. Машина влияния излучает призраки новых медиа. «Аппарат», который способен «создавать и отнимать мысли и чувства». Прежде всего меня интересовал план выражения. Т.е. переход «психотического» из психопатологии в эстетику. Разговор на визуальном языке о визуальном языке. Целью было увидеть собственный визуальный опыт как чужой. Разъять его на изображения и их осколки, взятые из разных реальностей и ситуаций. Нейтрализуя вымышленное и реальное, реализовать какую-то историю как странную историю, как ситуацию-парадокс. Обнаруживая отчуждение, как постоянное напряжение, которое позволяет случаться и различаться опыту.
Ожидание
Это проект о молодых парах из больших городов России, — Санкт-Петербурга и Москвы, — которые готовятся стать родителями в ближайшие несколько месяцев. Сцены их утреннего сна провоцируют на догадки об их отношениях друг с другом и сложностях периода ожидания. А детали интерьера - постельное белье, тапочки, телефоны, паркет и мебель из Ikea — рассказывают историю о современной жизни поколения тридцатилетних, последнего из рожденных перед распадом Советского Союза.
Междоусобица.
Крым 2013-2014
Междоусобица- братская война, в которой противоборствующие стороны часто не могут указать на начало и первопричину вражды. Некое сакральное действо, воспроизводящее само себя. Из этого также трудно выбраться, как не реагировать на информационные провокации, не читать новости и не ждать падения памятника Ленину, находясь в эпицентре событий. Стратегическая ложь порождает агрессию, и ты неизбежно становишься соучастником. Диссонанс между здравым смыслом и реальностью зашкаливает. Междоусобица- категория интимного пространства. Близкие люди, которые делят постель и совместное прошлое, вдруг заражаются животной ненавистью. Каждый молча вынашивает план и строит стратегии наступления. Кто начал эту провокацию и какова ее природа? Ты подсаживаешься на нее, как на наркотик. Бьешься как зверь в клетке, но не можешь выскочить. Война и Ненависть как страсть, как наполнение и идентификация себя через Другого.
Местные
Книга, которую вы держите в руках, собрана из фотографий разных серий. Все они были сняты в деревнях или маленьких городах центральной России во время моей личной работы или командировок. На фотографиях всегда незнакомые люди, случайно встреченные на улице и согласившиеся мне позировать. Перед вами типология русской провинциальной жизни в лицах. Кто эти люди, живущие в деревнях и городках, где, казалось бы, ничего не происходит? Подростки, многодетная мать, чемпионы области по пинг-понгу, завуч с внуком или чиновница в своей квартире — все они местные, а я нет. Продолжая традицию парадного деревенского портрета, я одновременно изучаю обоюдное влияние человека и среды его обитания. Все для того, чтобы ответить на вопрос – что значит русским?
Грозный: 9 городов
Как и многие вокруг, мы взрослели под разговоры о некой далекой войне. Она происходила почти на границе нашей страны и нашего сознания. Война казалась далекой и нереальной, тем не менее мы болезненно осознавали, что она идет. По телевизору сообщили, что враг – террорист и мусульманин, он убивает и пытает русских. Нам сказали, что наша армия несет потери, потому что враг жесток и бесчеловечен. В 2009 году нам сообщили, что Россия наконец одержала победу. К тому времени мы поняли, что хотим все увидеть и осознать сами. Так мы, три русских фотографа, начали ездить в Чечню – и это оказалось путешествием длиной в девять лет. С 2009 по 2018 мы ездили в Грозный, открывая 9 «городов» внутри одного города – город обычных людей, город религии, мужчин и женщин, город нефти, город чужих, город слуг народа, город, которого больше нет, и город, где по сей день тлеет скрытый конфликт. Мы фотографировали, записывали видео и взяли десятки интервью. «Грозный: 9 городов» объединил взгляды трех разных фотографов на послевоенную ситуацию в Чечне.
Pride
Из описания книги:
«Однажды один неизвестный прайд пришел на просторы средней полосы и затерялся среди людей. Он теперь незаметно живёт среди нас, пока когда-нибудь не уйдет навсегда».
Летний берег
В детстве я жил с бабушкой и дедом на берегу Белого моря. Я проводил время, прячась за шторой, смотря на море из окна комнаты деда. Он был капитаном буксира в Северодвинске. Мне было 5 лет, когда дед умер на моих глазах. Через несколько лет умерла бабушка. Переживая утрату, я часто вспоминал свое детство, как гулял по пляжу с родными и спрашивал о том, что находится дальше на берегу, если долго идти по нему. В 2016 году я отправился в путешествие по этому берегу. Его имя — Летний берег. Это географическое название территории на Белом море слева от дельты Северной Двины. Я отправился туда, чтобы узнать, что там находится, как мечтал в детстве. Спустя время я понял, что берег стал связью между прошлым и настоящим, попыткой преодолеть скорбь, ностальгию и чувство утраты. Но путешествуя по нему, я находил лишь угасание и страх.
ЗАТО
Противостояние с Западом породило в Советском Союзе особый вид территориального образования — закрытые города (ЗАТО). Они встали на службу науке и обороне государства, являясь местами разработки (Арзамас-16) или утилизации (Свердловск-45) ядерного оружия, местами базирования военно-морского флота и ракетных войск. Такие города не были нанесены на карты, носили зашифрованные имена, их называли почтовыми ящиками по аналогии с расположенными в них засекреченными предприятиями, которые не имели конкретного адреса, а только номер почтового ящика, на который и отсылалась вся корреспонденция. Жителям этих городов было велено не упоминать своего места жительства, ограничиваясь названием ближайшего крупного города (например, Красноярск вместо Красноярск-26). Вместе с распадом советского государства в закрытых городах началась другая жизнь — они перестали быть секретными. Границы остались закрытыми для «чужих», относительное благополучие — государственные дотации, помноженные на низкий уровень преступности и повышенный-медицины и сферы обслуживания заставляли жителей с недоверием относиться к первым робким попыткам поднять вопрос о целесообразности сохранения барьеров. В настоящее время в России остаются закрытыми 41 город, в них живет 1,2 млн. человек.
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
Будем ближе:
Whatsapp: +34 665 402 393
e-mail: danielmayrit@gmail.com