Надежда Габец
(Беларусь)
Проект
Интервью
Контакты
Фестиваль документальных фильмов и тв-сюжетов «я здесь живу»
Споровская полька
Фильм повествует о танце, который жители белорусской деревни Спорово сохраняют на протяжении трехсот лет.
Жители д. Спорово передают польку из поколения в поколение как культурное нематериальное наследие своей малой родины. Правда, более старшее поколение споровцев уверено, что расцвет польки приходился на их молодость, да и жизнь деревни, согласно их мнению, тоже начинает угасать: молодежь уезжает в большие города, а старики «доживают» свой век. Даже споровское озеро, которое столетиями кормило местных, обмельчало так, что его можно перейти. Вопрос остается открытым – что будет с танцем и деревней дальше?
Съемочная группа
Режиссер: ВЛАДИМИР БИНДЮКОВ
Исполнительный продюсер: НАДЕЖДА ГАБЕЦ
Операторы: ВИКТОР МАСАЛЬСКИЙ, ЯРОСЛАВ ТЕРЕШКО, МАКСИМ КРИВИЦКИЙ
Режиссер монтажа: ВАДИМ ЗМАЧИНСКИЙ
Звукорежиссер: ИЛЬЯ ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Композитор: НИКИТА НАЙДЕНОВ
Ди⁠ректор съемочной группы: АННА ШИБЕКО









Предыдущие показы и награды
Поделитесь этим материалом в соц. сетях
— Почему вы решили снять фильм про споровцев?
— Споровская полька находится в списке нематериальных ценностей Беларуси и охраняется государством как уникальный объект нематериальной культуры. Кроме того, деревня Спорово и ее жители являются уникальными носителями и хранителями знаний о польке, которые передаются только из поколения в поколение и только устным путем. Причем в деревне таких «хранителей-старожилов» осталось немного – 2-3 человека. Чтобы воспоминания и люди остались не только в рассказах, мы решили снять фильм и оставить его как наследие будущему поколению белорусов, да и всему миру в целом.
— В чем были основные трудности во время подготовки к съемкам фильма и во время самих съемок?

— Первое от чего зависят съемки – это переговоры с местными жителями. Не все бабушки соглашаются участвовать в съемочном процессе. Иногда приходилось их искать уже на месте и договариваться. Второе – погода. Когда проходили съемки польки, стояла 35-градусная жара. Техника перегревалась, выключалась, группа ждала несколько часов, пока солнце не стало менее знойным. Третье: человеческий фактор и требования к съемкам и монтажу. Участникам танца пришлось танцевать на жаре пять раз. Некоторые из детей получили солнечный удар. Мужчины из деревни приносили ведра воды, чтобы все могли утолить жажду и освежиться. Между дублями мы делали большие перерывы для отдыха.
— Почему вы решили использовать в своём фильме такой прием, как замедление?

— Это просто художественный прием, который украшает видеоряд, подчеркивает плавность и размеренность жизни деревни.
— Как, на ваш взгляд, выражает себя народ через танец? И выражает ли? В чем это проявляется? (на примере споровской польки). Можно ли узнать характер человека, увидев, как он танцует?
- Танец вышел из ритуальных движений различных племен и народностей, поэтому носит сакраментальный оттенок даже в своей современной светской интерпретации. Поэтому любой танец – танго, фламенко, полька – это код из движений, который был заложен поколениями людей, связанных одними признаками. Код, который служит оберегом для тех, кто его танцует. Конечно, ритмика танца напрямую выражает характер народа, его импульсивность и отношение к миру и к себе. В Беларуси практически всегда все танцы парные, задорные, веселые, «полечные», индивидуальных партий как во фламенко или как в лезгинке нет. Парность – это всегда славянская черта, как мужское и женское начало, как семья, как добрый знак на перспективу. Полька присутствует во многих народах, но у каждого народа она приобрела свои национальные черты. В споровской польке ноги не отрываются от земли. И эта особенность говорит о том, что в Спорово, скорее всего, когда-то проживали кавказцы, осели здесь, создали семьи и со времени лезгинку превратили в польку.
Будем ближе:
Whatsapp: +375 44 726 27 02
E-mail: gabets_tv@mail.ru